Как организовать съемки рекламы за границей

На основании нашего опыта.
Советы для видеопродакшна и клиента.

Съемки за границей. Начало.

Очень серьезно отнеситесь к планированию проекта
В ПАКЛАБ любая наша история взаимодействия с клиентом начинается с представления бюджета, который он готов потратить. Многие считают, что такой подход деструктивен, говорят, нужно медленно, но верно раскручивать клиента. Мы считаем иначе. Когда клиент предлагает нам вариант со съемками видео за границей, это происходит по большому количеству причин, мы всегда очень серьезно подходим к планированию проекта. Любая ошибка может поставить под большой вопрос возможность выполнения всего проекта, а такое развитие событий никому не выгодно.

Ошибки, которых стоит опасаться.

Никакие оперативные успехи не исправят стратегических ошибок
Ошибки бывают самые разные: от неправильно подобранного оборудования до нарушения законов конкретной страны, в которой вы проводите съемки. Многие с пренебрежением относятся к учету возможных неудач, но стоит всегда помнить: цена ошибки — стоимость проекта, а иногда и свобода.
Мы приняли решение классифицировать все ошибки по категориям и подкатегориям. В результате мы получили возможность оценивать риски того или иного проекта и, соответственно, учитывать все необходимые расходы. Мы разделили ошибки на три большие категории: локация, оборудование и люди.

Съемки за границей. Локация.

,Очень часто бывает, что клиент хочет воплотить свою фантазию: снять зеленую лужайку перед домом зимой, прокатиться по снегу на сноуборде летом или построить все вокруг собачьей упряжки, которая с огромной скоростью мчится по тундре. Как можно понять, вариантов выездных съемок целая куча. Но что для всего этого значит локация? Правильный ответ: почти все.

Нужно учитывать, что бюджет, идея, сценарий, технический сценарий и прочие бумажки согласовываются за 2 и более месяца до фактического начала съемок. Поэтому нужно постараться спрогнозировать погоду в предполагаемом регионе, чтобы она хотя бы на 80% подходила. Остальное можно подрисовать на стадии постпродакшна.
Не стоит забывать про стоимость логистики оборудования, персонала и клиента до места съемки. Хорошо учесть время перелета, чтобы не пришлось проводить в дороге 20+ часов.
В разных странах существует множество разных законов, не стоит забывать про ответственность, которая может наступить в результате их нарушения.
Хорошо, если ваш тревел-менеджер учитывает необходимость и сложность получения визы, которая нужна для посещения выбранной вами локации. Виза может очень сильно повлиять на актерский состав и его стоимость, на состав съемочной бригады и, как следствие, на результат.
Всегда помните, нет ничего лучше, чем сравнительный анализ нескольких вариантов.

Съемки за границей. Оборудование.

Оборудование ломается! Это самая большая проблема. Самое печальное в том, что оно может сломаться по вине кого-то из членов команды, клиента или просто «патамушта». Во время съемочного процесса, который проходит на выезде, может пойти не так буквально все.
Можно выставить свет на улице и крысы перегрызут провода, может повредиться сложная техническая начинка камеры из-за турбулентности в самолете, треснуть линза или сесть блоки питания, может не хватить топлива для генераторов и т. д.
Да-да, большое и толстое НО подстерегает на каждом шагу и за каждым углом, поэтому обязательно дублируйте оборудование. Конечно, это увеличит стоимость проекта, но это снимет огромную часть головной боли, когда все пойдет не по плану.
Отдавайте предпочтение уже обкатанным камерам, которые будут вести себя хорошо именно в тех погодных условиях и освещении, которые будут на месте съемки.
Протестируйте оборудование на месте съемки заранее, для этого заложите минимум один день до даты начала официальных съемок, чтобы иметь возможность перестраховаться в случае обнаружения сбоя или неполадки. Помните, во время съемки вы должны делать шоу. Ведь клиент должен быть доволен сотрудничеством с вами на каждом из этапов производства видео.
Если съемки проходят на готовой площадке, то постарайтесь выставить свет, протестировать звук и камеры за день до съемок. Такой подход позволит вам работать меньшей командой, а значит уменьшить риски, которые будут описаны в следующем разделе статьи.
И помните: лучшая импровизация — это подготовка.

Съемки за границей. Люди.

Самое сложно в любом проекте это люди. Обрисую ситуацию: на проект в другую страну летят: 7 актеров, 8 членов команды клиента и 5 человек съемочной бригады. При этом мы все прекрасно понимаем, что подобные проекты для всех, кроме съемочной бригады являются развлечением, где можно прибухнуть и отдохнуть. Вот тут спряталось самое большое и волосатое НО.
Перелет и нахождение клиента на съемочной площадке: проживание, питание и прочие необходимости — бюджет проекта. Стоит ли говорить, что это не совсем целевое использование средств, которое приводит к плохим последствиям?
Почему? Представьте, когда 15 человек тусуются на вилле за ваш счет (ну, вы же авансируете съемки), а вы стараетесь их собрать в кучу, чтобы заставить работать. Вам, как никому другому, нужно провести эти съемки просто, потому что вы уже потратили на них деньги, а клиент может и не оплатить, если ему не понравится результат. Вы можете пойти в суд и потратить еще денег и так до бесконечности. Конечно не все видеопродакшны могут позволить себе заложить на проект 2 или 3 миллиона рублей кредитных средств. Любой кредит делает проект дороже.
Берегите свои нервы, нельзя допустить превращения проекта в кромешный ад, убыточный ад.
Важно правильно собрать команду и организовать всю работу и любое взаимодействие при таких съемках. Заранее узнайте все «хотелки» клиента и подумайте стоит ли брать проект в работу или это может выйти боком. Конечно, бывают разные студии видеопроизводства, видеопродакшны полного цикла или продакшн хаусы, бывают и разные клиенты, но всегда стоить помнить одно: овчинка должна стоить выделки, как и игра свеч.
Каждый раз, когда планируете съемку за границей или просто выездную съемку, учитывайте, что оборудование может ломаться, погода портиться, а клиент ругаться.
ПАКЛАБ видеопродакшн
Александр Наливайко
E-mail: a.nalivayko@pklb.ru
+7(926) 726-43-62